Резерв_06

Морские катастрофы

Крупнейшие морские катастрофы почти никому не известны. Большинство считает крупнейшим кораблекрушением гибель «Титаника», которое является лишь крупнейшим в мирное время... во время войн на море происходили трагедии заметно больших масштабов.

 

 

«ТИТАНИК»
Пассажиров на борту:
1316
Экипаж: 892
Водоизмещение: 46 328 тонн

 

Знаковая катастрофа
Гибель «Титаника» была наиболее известной из морских катастроф и до появления одноименного фильма Джеймса Камерона. Одно из крупнейших пассажирских судов того времени, предоставляющее невиданную роскошь (разумеется, пассажирам первого класса), верх технического совершенства (в том числе и в плане безопасности) гибнет в первом же рейсе, причем в мирное время и безо всякого шторма... От невиданных масштабов катастрофы человечество в ужасе – в начале века люди еще не знакомы с кошмарами мировых войн, концлагерей и геноцида – а поэтому эхо гибели 2208 человек буквально звучит в веках, например, находя отражения в творчестве вышеупомянутого Камерона. Пройдет несколько лет и морские катастрофы станут в одночасье уносить большее количество жизней, но это уже не будет поражать воображение современников...

 

Что случилось
Ясной апрельской ночью «Титаник» столкнулся с айсбергом и пошел ко дну. За те три часа, что судно погружалось в ледяные воды Атлантики, можно было не только преспокойно эвакуировать всех пассажиров, но еще и поужинать на дорожку. Однако никто предполагал подобных ситуаций, поэтому число спасательных шлюпок было рассчитано только на треть пассажиров (в те времена шлюпки считали не по количеству людей, а по водоизмещению – кораблей же такого тоннажа, как «Титаник», ранее попросту не существовало).

 

Кто виноват
Никто накануне не проверял шлюпки в действии, поэтому команда боялась, что если загрузить в них все положенные 75 человек, лодки переломятся, не добравшись до воды, или рухнут с двадцатиметровой высоты. Поэтому первые лодки отходили с 20, а то и с 12 людьми на борту. Членам команды, которые спускались в каждой шлюпке (вместо того, чтобы позволить спастись пассажирам независимо от их пола), капитан приказал не отплывать далеко от корабля, а подбирать тех, кто оказался в воде. Однако намерения капитана разошлись с представлениями команды о личной безопасности, поэтому лодки тут же отходили от корабля на приличное расстояние. Из ледяной воды шлюпками было поднято лишь семеро. Выжить в ледяной воде вне шлюпок было невозможно – спасательные жилеты не дали людям утонуть, но люди быстро погибали от переохлаждения.

 

Развязка
Чем меньше шлюпок оставалось на «Титанике», тем плотнее толпа давила на кольцо из членов команды, которые старались пропускать в лодки только женщин и детей. А неподалеку был корабль «Калифорниэн», сообщивший «Титанику» об айсбергах, который не поспешил на помощь пассажирам тонущего гиганта. Когда «Титаник» затонул, и на нем, естественно, погасло освещение, капитан «Калифорниэна» решил, что лайнер ушел, а значит, с ним все в порядке.

 

Пропавшие
С лайнера удалось спасти 704 человека. Выжили почти все женщины и дети из первого класса и большинство из второго. Пассажирам третьего класса повезло куда меньше. На судебном разбирательстве по гибели «Титаника» было доказано, что им никто не препятствовал подниматься на палубу, где проходила эвакуация, факт остается фактом: пассажиры третьего класса не успели выбраться – может, попросту заблудились в длинных коридорах и лабиринте ведущих наверх лестниц. Кроме того, на тонущем корабле так и не была поднята тревога – да-да, сирены молчали! – и до самого последнего момента оркестр наверху играл джаз, поэтому в нижних каютах испугались слишком поздно. В итоге погибло 2208 человек.

 

А знаете ли вы, что...
«Британик» – «корабль-близнец» легендарного «Титаника» – был переоборудован в госпитальное судно и погиб в Первую мировую, подорвавшись на мине в Эгейском море. «Британик» ушел под воду за 55 минут. Но количество погибших составило всего 21 человек. После катастрофы с «Титаником» корабли стали комплектовать большим количеством шлюпок, да и действия команды «Британика», действующей в более сложных условиях – ведь приходилось эвакуирующей раненных! – были более слаженными.

 

 

«ЛУЗИТАНИЯ»
Пассажиров на борту:
1959
Экипаж: 850
Водоизмещение: 38 000 тонн

 

Жертва тотальной войны
После гибели «Титаника» было решено внести некоторые изменения в морские законы и правила. На лайнере «Лузитания» который был введен в строй в то же самое время, шлюпок уже было столько, что на них не только могли поместиться все пассажиры с командой, но еще и место бы осталось. Кроме того, корабль был оснащен необходимым количеством спасательных жилетов. Техническое оснащение – водонепроницаемые переборки, двойное дно и т.д. – делали корабль практически непотопляемым, а высокая скорость – 25 узлов – позволяла «Лузитании» с легкостью уйти от любого военного корабля, который мог встретиться ей в Атлантике.

 

Что случилось
В мае 1915 года, переплыв всю Атлантику и не дойдя 48 километров до берега Ирландии, «Лузитания» вышла на немецкую подводную лодку U-20. Никакого преследования не было, капитану субмарины осталось дождаться, когда красавец-лайнер войдет в перекрестие прицела. От одной торпеды «Лузитания» теоретически не должна была затонуть вообще, тем более, так быстро... но реальность оказалась иной.

 

Кто виноват
Еще до отплытия «Лузитании» из Нью-Йорка немецкое посольство напечатало предупреждение в 50 крупнейших американских газетах, сообщая об опасности, которой подвергаются британские суда со стороны немецких военных кораблей и лодок. Однако все эти предупреждения были проигнорированы руководством компании. Да и капитан Тернер, узнав о том, что у Ирландских берегов рыщут немцы, приказал расчехлить спасательные шлюпки и привезти все механизмы по их спуску в полную готовность, но не перешел на противолодочный зигзаг, а продолжал двигаться по идеальной прямой на стабильной скорости, что сделало корабль легкой мишенью. Есть предположение, что пассажиры «Лузитании» сами того не ведая отправились в трансатлантическое путешествие буквально на пороховой бочке – на пассажирском судне в обход всех правил был военный груз, который сдетонировал от взрыва торпеды. Но это лишь предположение, хотя это объясняет столь быструю гибель непотопляемого лайнера.

 

Развязка
Пассажиры бросились к шлюпкам, большую часть которых так и не спустили на воду из-за огромного крена – корабль буквально лег на правый борт. Шлюпки обрывались, спускались кормой или носом вперед и тут же тонули, полные людей. В итоге из 48 лодок, которые должны были вместить всех, удачно спустили на воду только шесть. Корабль погружался так быстро – «Лузитания» затонула за 18 минут – что большинство пассажиров третьего класса погибли, не успев покинуть нижние палубы.

 

Пропавшие
Спасти удалось лишь семи сотням человек. «Лузитания» отправилась на дно, а вместе с ней – 1198 человек, включая сотню детей.

 

А знаете ли вы, что...
Практически одновременно с «Лузитанией» жертвой подводной лодки – но уже английской – стал безымянный турецкий паром, унесший на дно более 2000 человек. Но если о первой катастрофе пресса раструбила на весь мир, проклиная «зверства тевтонов», то про вторую мало кто знает и поныне.

 

 

«АРМЕНИЯ»
Пассажиров на борту:
от 5 000 до 10000
Экипаж: 96
Водоизмещение: 5 770 тонн

 

Печальный «рекорд»
Катастрофа «Армении», возможно, самая крупная трагедия на море. В суматохе эвакуации никто не считал, сколько людей было погружено на борт, а следовательно о количестве погибших можно только догадываться. Известно, что по количеству погибших катастрофа в Черном море равна нескольким «Титаникам», но трем или пяти – кто знает?

 

Что случилось
«Армения», приняв на борт раненных и беженцев, направлялась было из Севастополя к берегам Грузии, но получила приказ зайти в Ялту, где тоже ждали эвакуации раненые и гражданские. Погрузка продолжалась до рассвета, а в 8:00 утра капитан велел отдать швартовы и выйти в море днем. Ждать ночи было опасно: на подступах к Ялте были немецкие вермахта и днем крупный корабль мог быть расстрелян немецкой артиллерией. Перегруженная «Армения» двинулась в сторону Кавказа и через три часа после выхода из Ялты была уничтожена с воздуха почти напротив Аю-дага.

 

Кто виноват
Теплоход 1928 года выпуска был большим – расчетная вместимость менее тысячи пассажиров. Однако на борту его оказалось, по разным оценкам, от 5 000 до 10000 человек. Выход в море днем был крайне рискованным решением капитана, но, возможно, единственно верным. Командование Черноморского флота, давшее «Армении» убийственный приказ зайти в Ялту (это не позволило кораблю в темное время суток ускользнуть на безопасное расстояние), и не обеспечившее прикрытие транспорта судами охранения, никакого наказания не понесло.

 

Развязка
Корпус корабля разломился пополам. У «Армении» было всего 16 спасательных шлюпок, но и это уже не имело значения – судно затонуло за 4 минуты.

 

Пропавшие
Спасти удалось только 8 человек.

 

А знаете ли вы, что...
За три месяца до гибели «Армении» тоже на подходах к Ялте погиб подорвавшись на советских минах пароход «Ленин», также вывозивший на Кавказ беженцев и раненных. Точное количество жертв той катастрофы тоже неизвестно, принято считать, что на корабле, рассчитанном на 500 пассажиров, было свыше 4000 тысяч человек, а вот насколько «свыше» – вдвое? втрое? вчетверо? – никто не знает. С погибшего «Ленина» спасено более 500 человек.

 

 

«ВИЛЬГЕЛЬМ ГУСТОВ»
Пассажиров на борту: от 5000 до 10582
Экипаж: 417
Водоизмещение: 25 484 тонны

 

Задуманный для круизов
«Вильгельм Густлов» был задуман как круизный лайнер для прогулок вдоль Норвежских фьордов, по Средиземному морю и к берегам Африки, но с приходом войны судно переоборудовали сначала под плавучий госпиталь, а позже – под школу подводников. Однако свой путь оно закончило в качестве участника операции «Ганнибал» – проекта по эвакуации из Восточной Пруссии.

 

Что случилось
Лайнер, рассчитанный на 1500 пассажиров, принял на борт сначала несколько сотен немецких подводников, затем несколько тысяч мирных жителей. Первые дни пассажиров принимали на борт исключительно по пропускам, но потом истерия достигла такого накала, что даже женщины, остававшиеся на берегу, стали передавать детей незнакомым людям, которым правдой или неправдой удалось попасть на корабль. В конце концов, беженцев просто перестали считать.

Кто виноват
По странному стечению обстоятельств на «Густлове» оказалось сразу четыре капитана, и каждый стал предлагать свою стратегию. В итоге решили плыть прямо и быстро, плюнув на противолодочный зигзаг и пренебрегая опасностью от английских мин и советских подводных лодок. Мало того, капитаны включили все огни, чтоб в корабль никто не врезался.
В тех же водах охотилась советская подлодка С-13, для которых лайнер был легкой мишенью: лайнер был поражен сразу тремя торпедами.

 

Развязка
За час «Вильгельм Густлов» ушел на дно. Пытаясь замедлить погружение, капитаны приказали блокировать нижние отсеки. На корабле началась давка, в которой гибли женщины и дети, и которая затрудняла перемещение мужчин, пытающихся спустить шлюпки. Тонущий лайнер дал сильный крен, шлюпочные тали примерзали к механизмам (температура в ту ночь опустилась до -18 градусов), да еще на одну из немногих спущенных шлюпок упала отвалившаяся от тонущего корабля зенитка... Тем, кто не попал в шлюпки, выжить в ледяной воде зимней Балтики было невозможно.

 

Пропавшие
Погибло, по разным оценкам, от 1200 до 9343 человек. Количество спасенных, кстати, тоже неизвестно.

 

А знаете ли вы, что...
Через две недели после «Вильгельма Густлова» на боевой счет С-13 был пополнен транспортом «Генерал Штойбен», который унес на дно 3608 человек (в полтора раза больше, чем погибло на «Титанике»).

Смотрите также "20 фактов о Скандинавии"